«Дождливый день в Нью-Йорке»: стоит ли смотреть новый фильм Вуди Аллена
1 min readПравда, что в Нью-Йорке фильм не покажут?
В ближайшее время – нет. Производство картины совпало с открытым письмом Дилан Фэрроу – приёмной дочери Вуди Аллена, которая снова обвинила режиссера в сексуальном насилии (она уже говорила об этом в 1992 году, но историю замяли). Вайнштейн-гейт же сделал свое дело: после публикации колонки Дилан многие актрисы, включая Грету Гервиг, Миру Сорвино и Джессику Честейн, пообещали больше не сотрудничать с Алленом. А звезды «Дождливого дня» отказались от своих гонораров в пользу разных благотворительных организаций – движения Time’s Up, фонда помощи жертвам сексуального насилия RAINN и ЛГБТ-центра Нью-Йорка. Режиссер вину не признал и прошел полиграф. За неимением улик дело до суда не дошло. Но, в отличие от 1992 года, незамеченным не осталось. Мир разделился на тех, кто считает обвинения ложными, и тех, кто в рассказ девушки верит. Из-за скандала компания Amazon Studios решила отложить релиз «Дождливого дня» на какое-то время. И вот сюрприз: картина, которую не покажут в США, в октябре доберется до российских кинотеатров.
Кто играет?
Кастинг каждого фильма Аллена – событие. Он умеет собирать команду из самых интересных молодых актеров, разбавляя их парочкой мастодонтов. Проверенный ход, если надо сделать так, чтобы фильм был интересен всем: и поколению Z, и тем, кто помнит первые работы Вуди. На Эмму Стоун у него всегда находился Колин Ферт/Хоакин Феникс, а на Джастина Тимберлейка – Кейт Уинслет. В «Дождливом дне» за «молодую кровь» выступают Тимоти Шаламе, Эль Фаннинг и Селена Гомес, а за мэтров – Лив Шрайбер, Джуд Лоу и Черри Джонс. Но здесь умение Аллена выдавать на площадке больше, чем обычно (Фаннинг и Лоу тут особенно хороши), уходит на второй план. Потому что главную партию снова крадет город (как и в «Энни Холл», и в «Манхэттене», и в «Интерьерах»). Многие фильмы Аллена можно использовать как путеводители по Нью-Йорку. И вот автор в очередной раз признается в любви к Большому Яблоку и заодно устраивает нам экскурсию. В этом формате «Дождливый день» — очень симпатичная история. Тут вам и фешенебельные отели, и классные рестораны, и бары с хорошей музыкой, музеи, такси, прогулки по Гринвич-Виллидж и кареты, снующие по Центральному парку.
Звучит очень приторно, нет?
Ванильную подборку в стиле «7 мест для первого поцелуя» разбавляют фирменные «алленовские» диалоги – острые, ироничные, интеллектуальные. Автор по традиции высмеивает все подряд – претенциозность высшего общества, миллениалов, умников, киношников, республиканцев, евреев. Достается всем, и ему самому больше всех. Но это не какая-то пустая хохма. Этот фильм – настоящая энциклопедия. Будь он статьей в журнале, львиную долю повествования занимали бы сноски и примечания редакции. Герои так щедро жонглируют культурными и поп-культурными терминами, что становится очевидно: понимать шутки Аллена можно, лишь держа в уме полотна Босха, портрет Махатмы Ганди и парочку фильмов Витторио де Сика.
А сюжет?
Двое студентов – богатенький наследник Гэтсби и красотка из Аризоны Эшли – едут в Нью-Йорк, чтобы провести романтический уикенд. Первый – без ума от города, который никогда не спит и жаждет, чтобы девица воспылала к нему такой же страстью. Но вот незадача – всю свою пылкость Эшли тратит на институтское задание, интервью с режиссером Роландом Поллардом. И вот тут без фирменной алленовской сатиры не обошлось. Слово за слово – впечатлительная девушка оказывается в эпицентре мира кинематографа, пока ее бойфренд вынужден бродить под зонтом в одиночку. «Можно ли любить город больше, чем женщину?» – как бы спрашивает Аллен. Но чтобы узнать ответ на этот вопрос, не надо смотреть новый фильм — все, кто хоть немного знаком с творчеством режиссера, и так знают ответ.
Это хорошее кино?
Есть в английском языке слово cute. Оно означает нечто среднее между «милым, прелестным и очаровательным». И это описание очень удачно подходит для «Дождливого дня». Это не гениальное кино, не мастхэв мэтра, который будут пересматривать спустя полвека и восхвалять кинокритики. 100 500 номинаций на «Оскар» тоже не будет. Закидать помидорами Аллена есть за что, но сделают это только снобы (а над ними режиссер вполне успешно подтрунивает). Его новый фильм – вполне себе симпатичный ромком, который, как напишут досуговые издания, «идеально подойдет для первого свидания». А уж с человеком оно будет или, опять же, с городом – на ваш выбор.